Реалии туристического сезона 2019 в Украине

28 08 2019
Реалии туристического сезона 2019 в Украине

Туризм – важная составляющая экономики любой страны, которая четко отображает политический, экономический и социальный строй. Эта отрасль напрямую подвержена влиянию со стороны тенденций, колебаний общественной жизни государства.

Пляжный сезон 2019 в Украине подходит к своему завершению. Несмотря на то, что тепло еще держится, а впереди «бархатный» сезон, выводы о снижении спроса на морские курорты Украины напрашиваются сами. Говоря об «успешности» сезона 2019, владельцы отелей и пансионатов сравнивают его с 2014-м годом, когда курорты ощутили недостаток туристов.

Достаточно неплохо сезон проходит в больших пансионатах, которые заранее продумали стратегию заполнения своего объекта, имеют большую базу постоянных клиентов, договорились о сотрудничестве с турагентствами и туроператорами. Но в целом спрос на курорты заметно уменьшился. Это касается не конкретных морских курортов в Украине, а всех – отдых на Черном и Азовском море в Украине прошел под эгидой «Где взять отдыхающих».

Анализируя статистику прошлых годов, можно сделать неутешительный вывод – лишь немногие пансионаты Херсонского, Одесского, Николаевского и Запорожского побережий были заполнены на 100%. Количество запросов на морской отдых в Украине сократилось по сравнению с прошлыми годами, о чем свидетельствует статистика GoogleTrends.

Так, например, наивысший спрос на отдых на Херсонских курортах отслеживался в июле 2015 года. Начиная с 2016 года идет спад запросов примерно на 15-20%. В 2018 году запросов стало больше, однако 2019 й показывает снижение на 10-15%.

Наибольшее количество запросов в этом сезоне было во второй половине июня. Такая тенденция прослеживается по таким курортам, как Железный Порт, Лазурное, Скадовск, Арабатская Стрелка, Коблево.  Запорожские курорты Кирилловка и Бердянск были интересны туристам больше всего в 2016 и 2017 годах, дальше идет спад запросов примерно на 15-20 %. Снижение запросов также прослеживается и по курортам Одесской области.

 

Команда портала More.ks.ua  на основе обработки официальных статистических данных, выделила основные причины слабого туристического сезона. Также учтено мнение отельеров и отдыхающих.

1.       Погодные условия

Лето 2019 на курортах Украины по сравнению с предыдущим годом - дождливое и прохладное. Происходят всплески жары, которые сменяются дождями и относительно невысокой температурой. Даже учитывая, что юг Украины намного теплее остальных регионов, люди не спешат на море, когда температура достигает всего лишь 20-22градусов. Такое уже было в 2017 году. Тогда в целом прохладный сезон «спас» жаркий август и «бархатный период», но тогда не так было ощутимо недостаток туристов.

2.       Диссонанс между ценой и предоставляемыми услугами.

Номер в отеле высокого уровня стоит 1500-2000 грн. в сутки. Проживание в таком отеле оправдано, однако сами курорты и их инфраструктура оставляют желать лучшего.  Поэтому некоторые отельеры стараются максимально облагородить территорию и пляж рядом, создать у себя такие условия, когда туристу просто незачем выходить за пределы отеля. Однако, такое создают единицы. Многие пансионаты хотят за минимум времени окупить все затраты и больше заработать, мало задумываясь о качестве сервиса.

Незаинтересованность, низкая профессиональная квалификация работников (часто студентов, приехавших на лето подзаработать и развлечься), отсутствие адекватного обучения, семинаров, профессиональных курсов повышения квалификации, приводит до ухудшения качества предоставляемых услуг, и, как следствие, недовольства туристов. Отдыхающим, которые хоть раз побывали заграницей, уже недостаточно просто переночевать где-нибудь. У них сформировались четкие требования к своему отдыху. Успехи отечественного сервиса на курортах, несомненно, есть, но их заметно подавляет общая ситуация.

3.       Общее состояние инфраструктуры курортов.

Проблемы с дорогами к курортам Украины знакомы всем жителям страны. Все меньше желающих остается «убивать» свои автомобили, или ехать по таким дорогам на автобусе, особенно с маленькими детьми. Также ежегодно существует проблема у туристов, выбирающих путешествие к курортам по железной дороге. Несмотря на выделение дополнительных поездов, проблемы с билетами есть всегда, а чистота и комфорт поездов оставляют желать лучшего.

Все-таки добравшись до пункта назначения, туристы сталкиваются еще с одной проблемой – состоянием самого курорта. Недостаточное количество мусорных баков, облагороженного пространства в виде душевых, туалетов и мест для переодевания на пляже, делает свое дело в понижении спроса на отдых на море в Украине. Не так заметно это на больших курортах, маленькие же поселки – классическая демонстрация глобальной проблемы.

Владельцы пансионатов, отелей стараются сделать все, что в их силах – объединяются для совместной уборки, подготовки пляжей к сезону, вывоза мусора, водорослей. Но без системного подхода местных властей и инвестиций извне, навести везде порядок им не удается.

4.       Позднее начало подготовки курортов к сезону.

Практически все курорты, начинают активно готовиться к сезону после в средине мая. Это очень поздно, учитывая количество проблем, которые нужно решить.  Сюда же можно отнести практически полное отсутствие раннего бронирования, когда можно часть номеров заполнить туристами с зимы, устанавливая цену на уровне прошлого года или с существенной скидкой. Большинство пансионатов боятся прогадать, сдешевить, предпочитая фиксировать цену только в мае, а потом по мере бронирования и количеству запросов ее корректировать.

Одесские курорты преуспели в раннем бронировании, в то время как Железный Порт и другие  курорты Херсонской области тянут до последнего.

5.       Вспышки инфекций и загрязнения морей.

То и дело на курортах Украины происходит выявление кишечных инфекций. Так, например, в Запорожском регионе Азовского моря всего за неделю лета 2019 года было зарегистрировано 275 случаев отравлений. Причины этому – некачественное мясо, молочные продукты. Негативно также сказывается выброс канализационных отходов в морские воды (пример Одесской области в этом году показателен). Апогеем стало нашествие медуз в Азовском море.

6.       Предпочтение туристов отдыхать на курортах заграницы.

Отмена виз в страны Европейского Союза, возможность путешествовать по внутреннему паспорту (по айди карте в Турцию и Грузию), сделали возможным бюджетный отдых за пределами Украины. Уходит страх путешественников перед поездками в другие страны, пакетные туры включают проезд, проживание, питание, трансфер и страховку – туристам не нужно заморачиваться ни о чем. 

7.       Недостаточное финансирование рекламы для узнаваемости украинских морских курортов.

Работа в этом направлении идет уже давно, особенно в Одесском регионе. Потихоньку набирает обороты брендирование и реклама Херсонских курортов. Однако этого пока недостаточно, чтобы привлечь массово иностранных туристов и показать неизведанные уголки украинцам.

8.       Президентские, затем парламентские выборы.

Около полутора миллиона человек были задействованы на выборах, что привело к отмене отпуска для целых семей. Данные ЦИК показывают, что всего в Верховную Раду баллотировались 5980 человек. В Украине свыше 32 тысяч избирательных участков, куда на каждого кандидата нужны были члены комиссии, наблюдатели, предвыборные штабы и агитаторы.

9.       Трудовая эмиграция в страны ЕС. 

Официальные данные гласят, что ежедневно в поисках лучшей жизни страну покидает 73 украинца. Риторическим остается вопрос – сколько людей выезжают на работу в Европу нелегально.

10.   Снижение потока туристов из Беларуси на украинские морские курорты. 

Белорусы в последние годы выбирают лететь заграницу через Украину, а не на местные моря. Причина – качество курортов остается прежним, удовольствие от поездки – меньше.

11.   Военное положения в ноябре-декабре 2018.

В это время турагентства Украины заметили повышенный спрос на туры заграницу по раннему бронированию. Боясь остаться без отдыха летом в связи с возможными военными действиями, украинцы бронировали в основном бюджетный отдых в Турцию, и не рассчитывали на местные курорты.

Несмотря на существование больших проблем с туризмом, шаги выхода из кризиса делаются. Потихоньку развивается малый и средний туристический бизнес, объединения активных граждан всячески стараются своими силами улучшить ситуацию, идет тенденция к детенизации туристического бизнеса, создания равных условий для предпринимателей. Динамика пока нестабильная и на фоне проблем, успехи украинского туризма не так заметны, но они есть.

Стараясь максимально успешно закончить сезон, объекты размещения делают скидки, идут на различные уступки отдыхающим. Еще можно успеть хорошо отдохнуть, тем более, что погода радует высоой температурой воздуха и воды.

Будьте объективны